Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь, память и зрительное восприятие.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки. Поэтому внимательно относитесь к их выбору.
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр.
Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром.
Хорошо развивает всевозможное нанизывание: колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.
Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики.
Учите малыша застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.
Купите маленькие волчки и научите кроху запускать их.
Делайте с ребенком гимнастику для рук
Скажите малышу, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.
Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки.
Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет её, как бы разбросав их.
Дело за большим пальчиком: он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.
Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить.
Пальчиковые игры.
Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.
Их удобно использовать в любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после, как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т.д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.
Мы собрали много интересных и полезных игр для развития мелкой моторики вашего ребенка и хотим поделиться ими.
"Повтори движение"
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Фонарики
Фонарики зажглись!
( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли!
(пальцы сжимаются в кулак)
Усложненный вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Кошечка
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая - ладошкой. И меняем.
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечем
(делаем движения, как будто лепим снежки)
Печем блины
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)
Заготавливаем капусту
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
Моем руки
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
Ежик
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
Курочка Ряба
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спеша курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала
(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
Сказка "Ёжик"
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).
Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).
Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).
Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно),
вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони),
опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу),
снова вернулся на полянку (между ладонями),
посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику),
вернулся на полянку и увидел горку,
решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик ((горка) и водим шариком по нему).
Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони),
увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза. Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный),
нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный),
нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Игры с предметами домашнего обихода.
Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр :
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Баночки от крема
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.
Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
Рукава от старой одежды
Отрежьте от старой одежды рукав с манжетой, застегивающейся на пуговицу. Зашейте по линии отреза. Положите в получившийся «чудесный мешочек» мягкие и твердые игрушки; маленькие кубики, шарики, пуговицы и др. Предложите ребенку найти все мягкое или твердое, все шарики, пуговицы и т. п. Еще один вариант игры: ребенок опускает руку в мешочек, берет любую игрушку и называет ее. После этого вынимает игрушку из мешочка и проверяет, правильно ли он узнал игрушку.
Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
Китайские палочки для развития мелкой моторики
Развивать мелкую моторику можно многими способами. Один из них - упражняться в переносе предметов китайскими палочками для еды. Кубики, нарезанные пробки можно составлять друг на друга, не прикасаясь к ним пальцами. Это очень увлекательно, да и полезно, особенно если вы хотите еще научить ребенка есть палочками.
Эскимо-конструктор
Конструктор из палочек от эскимо. Сколько есть палочек, собираете, красите в фантазийные абстракции или однотонные цвета, а с обратной стороны прилепляете по кусочку магнитной ленты. Иногда самые элементарные вещи могут иметь для детей большое значение. Возможно, этот конструктор как раз из разряда таких.
Печем хлебные палочки
Кто сказал, что дети только мешают на кухне? 3-4 летние малыши вполне могут вам помочь испечь хлеб (ну ладно, хлебные палочки)! Главное - дайте им в чистые руки уже готовое тесто, противни для выпечки и попросите раскатать кусочки теста в колбаски. Им очень понравится это занятие, но еще больше им понравится сам хлеб, когда он приготовиться. Они будут ждать его выпечки с нетерпением :)
"Резиночки"
Игры с резинками для волос.
Цепочка из скрепок
Нарисуйте от руки несколько схем сборки цветных канцелярских скрепок, предложите ребенку выполнить его. Делайте схемы от простого к сложному, сначала комбинации из 2-4 скрепок, затем уже из 6-10, с ответвлениями…
Игры с веревочкой
Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму.
Сначала попросим ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - придумываем и выкладываем свои узоры и фигурки.
Игры с крупами
Мешочки, наполненные крупой
Сшейте 10-15 маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Вместо мешочков можно использовать детские носочки самого маленького размера, в качестве наполнителя – вату, скомканную бумагу, спички, крахмал и др. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
Рисование на манке
Отличное развлечение,
которое к тому же развивает мелкую моторику .
Итак, рисование на манке:
1) Насыпать на поднос тонким слоем манку и рисовать пальчиками, перетирать, пересыпать...
2) На цветном картоне клеем нарисовать, например, снежинку, которую затем посыпать манкой...
Сухую манку тоже можно сделать цветной:
1) Красим манку обыкновенной гуашью.
В тарелку насыпаем манку, немножко гуаши (густота сметаны) и перетираем рукой (лучше в перчатке), чтобы краска равномерно распределилась… Затем кладем это “безобразие” в духовку на противень (температура минимальная, можно приоткрыть дверцу), периодически помешиваем и разминаем опять же руками комочки – весь этот процесс до полного высыхания.
Готовый продукт хранить в стеклянных банках с крышками.
2) Можно на тёрке натереть мелки, а затем добавить натёртый мелок в манку и тщательно перемешать. Цвет получится очень нежный.
Как сделать цветной рис для творчества.
Сделать рис таким ярким и красочным очень просто.
Для этого нужен сам рис, пищевая краска и пакетик. Есть его не желательно, а вот использовать для поделок с детьми – самое то. Нужно развести краску, всыпать рис в пакет, добавить краску туда и тщательно размешать.
Потом высыпать на сухую чистую поверхность для высыхания.
Отличный материал для поделок и декора готов.
Можно делать с его помощью картины, украшать (обклеивать) вазочки, насыпать слоями в баночки. И заодно развивать мелкую моторику у детей.
Игры с пуговицами
Дети любят играть с пуговицами. Чтобы разнообразить это занятие вас понадобятся разноцветные плоские пуговицы.
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Игра развивает внимание, восприятие.
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше .
Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Игра развивает внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная-белая. Предложите ребенку продолжить.
Игра развивает внимание, мышление.
Подбери пуговицы
Сделайте фотокопию схем. Дополните свою картинку ручкой или фломастером. Положите пуговицы, которые вы использовали в небольшую мисочку. Пускай ребенок выкладывает соответствующие пуговицы на их изображения на картинке.
Пирамида
Чтобы выиграть в этой игре нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц.
Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть.
Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.
Шнуровка
Каждому игроку выдается нитка (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.
Ведущий хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание.
С пальца на палец
Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.
Лабиринт
Для совершенствования мелкой моторики можно сделать малышу такой лабиринт для бусинок. Его, кстати, можно оформить в виде странички для развивающей книжки. На плотную ткань положите кусочек крепкой веревочки в виде буквы S. Нанижите на один из хвостиков веревочки несколько бусинок разных размеров (можно и разных фактур), закрепите концы веревочки на ткани. И теперь в нескольких местах на протяжении веревочки перекройте ее кусочками ткани так, чтобы образовались своеобразные мостики, под которыми можно будет проводить бусинки. Чтобы обеспечить страничке некоторую жесткость, можно вставить внутрь картон.
Лепка
Начинать знакомство маленьких детей с лепкой из пластилина можно уже с года, но предлагать им не обычный пластилин, а тесто для лепки. Детям более старшего возраста будет тоже интересно и полезно играть с этим материалом.
Вот несколько интересных идей поделок из пластилина play doh и игр с ним:
Тесто для лепки идеально подходит для того, чтобы делать на нем отпечатки всевозможными предметами. Просто раскатайте пластилин скалкой и экспериментируйте. Научившись делать просто отпечатки, можно попробовать создавать из них какие-нибудь картины на пластилине.
В следующий раз, когда отправитесь с ребенком на прогулку в лес или парк, соберите с ним разных листьев (лучше брать листья потолще, с крупными прожилками) и, придя домой, сделайте необычные отпечатки на пластилине. Для этого просто приложите лист задней стороной (это та сторона, где прожилки выделяются сильнее) к тесту для лепке, сверху раскатайте его скалкой, после чего аккуратно снимите листик. Можно смешать несколько цветов, например, желтый и красный, желтый и оранжевый, и тогда у вас получатся красивые осенние листья. Еще одна интересная поделка из пластилина - сделать отпечаток кружева на нем, после чего вырезать из этого пластилина "кружевные" фигурки.
Лепим из пластилина
Дети любят повторение, очень хороший, удобный и интересный вариант игры с пластилином.
1.Распечатайте раскраски с крупными изображениями, например, сковороды, яблони, торта и пр. Изображение должно быть таким, чтобы его нужно было дополнить... пожарить котлетки, вырастить яблочки, украсить торт,.. фантазируем и придумываем свои варианты.
2. Раскраску положите в файл, и заклейте по краю скотчем
3. Предложите малышу отрывать кусочки пластилина и украшать картинку. Не забудьте создать игровую ситуацию и рассказать малышу что-то новое. Покажите, как вы сами будет лепить.
Конструирование, аппликации
Ребенку дается задание сложить картинку их геометрических фигур по схеме.
Открытки и коробки от конфет
Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка, на 3-4 части для ребенка 4 лет, на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок, а затем «сломайте» и предложите «починить». Вырежьте в картинке лезвием квадратные, треугольные, прямоугольные «окошки». Получится «дырявый коврик» и комплект «заплаток». Предложите ребенку закрыть «дырки» с помощью «заплаток», т. е. расставить все на свои места.
Игра развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию.
Мир из треугольников
Если вы вдруг не знали, то почти все в этом мире можно выложить из треугольников. Нарежьте ребенку или вместе с ребенком треугольники из цветного картона. Чем больше - тем лучше. Можно разных размеров, но они все должны быть равнобедренные прямоугольные, чтобы мозаика лучше складывалась. Хотя никто не мешает вам добавить и другие виды треугольников для каких-нибудь деталей. Заниматься выкладыванием треугольной мозаики может быть интересно не только детям, но и взрослым :)
Аппликации
Это не простые аппликации!
Для них мы бумагу не режем, а рвём!
Сколько интересного можно придумать еще до выполнения аппликации! Научите ребенка рвать бумагу. Для малышей это сложный вид работы. Малыши могут рвать бумагу просто, а детки старше, пусть рвут по линиям, которые вы нарисуете. Подуйте на кусочки бумаги сильно и слабо, на один кусочек и на всю кучку. Это поможет развить речевое дыхание и доставит массу удовольствия малышу.
Как выполнить аппликацию? Вы можете придумать картинки вместе с ребенком и помочь ему их выполнить. Можно распечатать картинки (см. яблоко внизу статьи) и заполнить пустоту бумажками. Такие картинки легко найти в интернете, набрав "Раскраски для малышей".
Не забываем про слух и речь. Пусть ребенок приклеивает кусочек каждый раз, когда слышит звук. Сделайте дорожку из кусочков. Проведите по ней пальчиком и пропойте гласный звук, слог, слово!
Игры - шнуровки
Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
В настоящее время шнуровки - это уже обязательный элемент развития мелкой моторики. Их можно купить, их можно сделать самому, вырезав картинки из журналов и проделав в них дырки по контуру. Но мне очень понравились шнуровки на основе вот этих симпатичных шаблонов, которые нужно просто распечатать на цветном принтере (или цветной бумаге) и наклеить на плотный картон, а затем в указанных местах пробить дырки дыроколом или пробойником. Иголку можно взять специальную детскую (пластиковую, специальную для шнуровок), можно взять тупую вышивальную иглу либо сделать самому - скрутить из проволоки, либо обмотать конец пряжи или веревочки скотчем. Шаблоны - в прикрепленных файлах.
Кстати, шнуровки это не только развитие мелкой моторики, но и простой способ научить маленьких девочек шить, ведь можно не просто проводить ниточку через отверстия, но и одновременно пришивать к шаблонам пуговки, кусочки тканей и прочее.
Тренажер для завязывания шнурков
Обувная коробка может стать замечательным тренажером для детей, которые пока только учатся завязывать шнурки или вообще еще не умеют этого делать. В крышке, по бокам и даже на дне коробки проделайте несколько парных отверстий, протяните сквозь них разнофактурные тесемки, ленточки, шнурки. Именно на них малыши и будут тренироваться завязывать и развязывать узелки и бантики.
Инструкция по изготовлению шнуровального планшета просто: скачать, распечатать, наклеить на картон, сделать отверстия под шнурок.
Шнуровки для девочек
-распечатать
-наклеить на плотный картон или заламинировать
-проколоть дырочки
и можно шнуровать!
Ножницы
Ножницы являются довольно опасным предметом и потому многие родители их просто прячут от детей. А зря. Ножницы прекрасно развивают руку ребенка, координацию движений и глазомер. Дети, которые хорошо владеют ножницами, намного лучше и красивее пишут, урок письма для них становится легким и приятным занятием.
Конечно, во избежание неприятностей, давать ножницы ребенку надо под присмотром взрослых. Но когда малыш научится вырезать, то такая необходимость отпадает, потому что ребенок всецело поглощен вырезанием и желание баловаться пропадает.
Чтобы ребенок научился вырезать правильно и аккуратно по контуру, надо научить его это делать правильно.
Важные правила при работе с ножницами:
1. Даем ребенку ТОЛЬКО ножницы с тупыми концами и небольшими лезвиями.
2. Размер бумаги должен быть чуть больше, чем фигура, которую будем вырезать.
3. Режем не кончиками ножниц, как это часто делают дети, а всей длиной лезвия, продвигая бумагу в середину ножниц.
4. Учим вырезать поэтапно, от простого к сложному: короткие прямые линии, простые геометрические фигуры, полукруги, круги и овалы.
5. Затем переходим к более сложным фигурам. Для этого подойдут всевозможные каталоги, рекламные буклеты, старые журналы – все, где есть картинки. Просто дайте ребенку ножницы и листок с картинками и предложите их вырезать. А затем можно всю эту красоту наклеить на альбомный лист и получится интересный коллаж.
6. Для левшей есть специальные ножницы. Если Ваш ребенок левша, то не мучайте малыша, а просто найдите ножницы для левшей.
Дети очень любят вырезать. Но нам надо, чтобы ребенок не просто резал бумагу, а научился вырезать по контуру. И чтобы ребенок научился это делать, и хорошо подготовил руку к письму, давайте ножницы чаще и обращайте внимание на то, как ребенок вырезает. Только многократные и длительные тренировки смогут научить ребенка вырезать хорошо и развить моторику руки.
Игры с прищепками
Уделяя развитию мелкой моторики руки ребенка, вспоминайте про наши простые обычные прищепки. Об их пользе говорила в свое время Мария Монтессори. Поиграйте с ребенком в игру с прищепками-обучалками.
Вырежьте из картона несколько кругов среднего диаметра. Разделите его на восемь секторов. В каждый сектор приклейте картинки, которые можно распечатать или вырезать из старых журналов. Располагать картинки можно по определенной теме или просто любые.
Как играть?
Цвет
Такая игра подойдет для самых маленьких. Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.
Живая – неживая природа
Предложите ребенку красными прищепками отметить картинки с живой природой, а синими – с неживой. Усложняя, выбираем картинки, сделанные руками человека.
Птицы
Подобным образом отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.
Загадки
Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ.
Развиваем фонематический слух
Предложите малышу прикрепить прищепки красного цвета к тем словам, которые начинаются на букву «М», например. Или найти картинки, в которых заданная буква находится в середине или конце слова.
Буквы и слоги
Отмечаем слова, состоящие из 1 слога красными прищепками, из 2 слогов – синими. Можно на карточке написать различные слоги и составлять из них слова, отмечая их прищепками.
Простой конструктор из прищепок
Прищепки могут стать интересным конструктором, из которого получаются змейки и цепочки. Нужно просто прицеплять прищепки друг за друга.
Сделай по схеме
Вот еще несколько идей игр с прищепками.
1. Прицепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их. Дети обожают эту игру!
2. Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам,стаканам, металлическим банкам от кофе.
4.Игра "Быстрые пальчики". В эту игру надо играть вдвоем. По Вашему сигналу ребенок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на Вас (а вы на ребенка). Затем снимите прищепки (ребенок должен сам снимать прищепки) и сравните. У кого больше, тот выиграл.
5."Прищепки в корзинке".
Приготовьте корзинку с деревянными бельевыми прищепками.
Предложите, вынимая прищепки одну за другой и взяв каждую тремя
пальцами, прицеплять на край корзинки.
Рисование
Раскраски-обводилки
1. Сначала дайте ребенку карандаш, чтобы он обвел по точкам , а потом можно раскрасить картинку.
2.Сделайте заготовку. Распечатайте картинку и наклейте пластилин на контур рисунка. Дайте ребенку пшено, макароны, горох и т.д. Пусть малыш не обводит, а выкладывает по контуру. Потом можно использовать эти картинки для массажа пальчи