Большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то буквы, только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до сентября. Но, во-первых, это такая нагрузка на детей — за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет. А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия — нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения — когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь».
Что должен уметь ребенок? Ниже приведена краткая характеристика речи детей дошкольного возраста.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ 2 до 3 лет.
В этот период очень интенсивно развивается словарь (словарный запас 300-400 слов) и фразовая речь (ребенок разговаривает короткими предложениями из 2-3 слов) ребенка. Быстрое увеличение словарного запаса объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но и все окружающие начинают понимать его речь.
Но все же нередко дети пропускают в слове отдельные слоги («клой – открой; соко – высоко»), а при стечении согласных один звук («камейка – скамейка, тол – стол»). Вставляют лишние звуки в слова («таньканьчик – стаканчик»). Взрослые должны помогать детям узнавать и усваивать новые слова, упражнять в правильном произношении слов и звуков, широко используя прием речевого образца.
На третьем году ребенок начинает широко высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. Но речь детей еще очень несовершенна. Часто они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» - куда папа пошел?), в числе и падеже («Вот лубасек» - вот рубашки). Не всегда используют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» - Миша сидит и кушает.«Кадукаман паток» - кладу в карман платок). Ребенок начинает использовать предлоги: В,НА,ПОД,ОКОЛО.
Дети в этом возрасте знают и различают основные цвета.
Взрослые в процессе дидактических игр, чтения стихов, сказок, бесед, занятий по картинкам помогают детям овладевать грамматическим строем речи.
О произносительной стороне речи ребенка можно судить тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и различные их сочетания усваиваются детьми лишь через слово. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно в два года способны правильно произносить звуки: П,ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, Ф, ФЬ, В, ВЬ, Т, ТЬ, Д ДЬ, Н, НЬ, СЬ, ЛЬ, К,КЬ, Г, ГЬ,,Х, ХЬ.
Звуки С, З, Ц произносит нечетко или пропускает.
Звуки Ш,Ж,Щ,Ч пропускает или заменяет на звуки СЬ, ТЬ.
Поэтому возможно и важно проводить различные упражнения, развивающие точные движения языка в игровой форме, а также развивать слуховое внимание у детей.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.
На четвертом году жизни речь становится главным способом общения.
В этот период у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года словарный запас составляет 300 – 400 слов, то в три года он, как правило, увеличивается до 1000 слов.
Трехлетние дети говорят фразами, состоящими из нескольких слов, чаще из 4-5 слов с предлогами. Предложение постепенно удлиняется и усложняется. Ребенок понимает и употребляет не только бытовые глаголы, но и глаголы труда( копает, стирает). Называет части предмета.
Уверенно называет цвета и некоторые оттенки, качества предметов( вкус, величина,мягкий-твердый).
В речи есть местоимения(мой, моя, мои). Есть числительные(один,два,три). Ребенок использует притяжательные( мамина, папина),предлоги: В,НА,ПОД, С, ОКОЛО. Начинают употреблять суффиксы, образовывая уменьшительно-ласкательную форму существительного (стульчик). Правильно употребляют род, число.Обобщений (фрукты, овощи и т.д.) в этом возрасте нет.
У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, атабиль – автомобиль»); перестановки слогов в слове («замукльные – музыкальные, тапуска – капуста»); перестановки звуков в слове («певрый – первый»); пропуски звуков при их стечении («мосик – мостик, кока – кошка»). Иногда дети вставляют дополнительные звуки в слова («карабель – корабль, не зинаю – не знаю»).Но все еще присутствуют некоторые несовершенства: не всегда правилен порядок слов в предложении («я хочу нет – я не хочу»); нарушается оформление связей слов («один колесо; у меня много подругов; пять мишка»). Допускаются ошибки при образовании новых форм слов (« у лисы лисенки - у лисы лисята; у собаки собачишки – у собаки щенки; у медведя большие глаза, а у мышки маленькие глазенечки и ухочки»). В этом возрасте пропадает смягчение звуков.
Систематическая тренировка детей в правильном произношении слов увеличивает их количественный и качественный состав.Постепенно дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Взрослые должны учить детей задавать вопросы, вслушиваться в них, отвечать на них, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Произношение детей характеризуется рядом особенностей.
Нередко свистящие С, З, Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака – собака; амок – замок»).
Заменяются: с – ф («фобака – собака; кофа – коса»).
З – в («вамок – замок; вайка – зайка»).
Ц – т («тапля – цапля; куита – курица»).
Иногда шипящие Ш, Ж, Щ, Ч произносятся недостаточно четко, пропускаются в словах («апка – шапка; асы – часы; ук – жук»).
Заменяются: ш – с, ф («сапка, фапка – шапка»).
Ж – з, в («зук, вук – жук»).
Ч – ц, ть («оцки, отьки – очки»).
Щ – сь, ть («сётка, тётка – щетка»).
Звуки Л и Р пропускаются («ампа – лампа; ук – лук; ука – рука, ыба – рыба»).
Заменяются звуками Й или В («ямпа – лампа; юк – лук; вапа – лапа; вовк – волк; юка – рука; кавман – карман»).
Необходимо готовить речевой аппарат к правильному произношению звуков языка, используя систему последовательных специальных упражнений. Следует продолжать развивать слуховое восприятие.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ.
К четырем годам активный словарь ребенка значительно увеличивается, достигает 2000 слов. В своей речи ребенок использует наречия (далеко, высоко и другие), числительные (один, два …). Прилагательные (вкусный, большой, маленький…). Правильно называет окружающие предметы, употребляет обобщающие слова: игрушки, овощи, еда. Начинает использовать слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Называют цвета, формы предмета. Определяют наличие звука в слове. Подбирают слова с заданным звуком.
Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Употребляются предлоги: на, после, вместо, до, по, под. Союзы: что, чтобы, куда, сколько («Возьму совок, чтобы песочек копать; Куда машинка делась?»). Речь становится более связной и последовательной. Малышу доступен пересказ небольшой хорошо известной сказки, запоминание стишков, небольших рассказов.
В самостоятельной речи все ещё встречаются ошибки при образовании новых форм слов: «ушов, ротов, козленки, стольчик, куклёнка, четыре годов, пять мячов).
Детям сложно подбирать слова – антонимы: далеко – близко, горячий – холодный, толстый – худой, высокий – низкий.
Испытывают затруднения при образовании прилагательных от существительных: дом из кирпича – кирпичный; стакан из стекла – стеклянный, платье из ситца – ситцевое; хвост у волка – волчий хвост; уши у зайца – заячьи уши).
У детей пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков.
Исчезает смягченное произношение согласных ( например, говорили дём, козя, говорят правильно дом, коза).
Исчезает замена свистящих звуками Т, Д ( говорили: тобака, дайка, тыпленок, говорят правильно : собака, зайка, цыпленок).
Шипящие Ш, Ж, Щ, Ч не заменяются звуками Т, Д (говорили: тапка, дук, ятик, тясики, говорят правильно: шапка, жук, ящик, часики).
К пяти годам дети правильно произносят шипящие звуки: Ш, Ж, Щ, Ч. Свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё недостаточно сформированным: нечеткое произношение шипящих, неустойчивое произношение ( то есть в одном слове звук произносится правильно, а другом искаженно). Не все дети умеют произносить звуки: Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Краткая характеристика речи детей от 5 до 6 лет.
У детей этого возраста словарь и фразовая речь уже достаточно развиты. Запас слов увеличивается до 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова (одежда, домашние и дикие животные, цветы, кустарники транспорт, профессии, инструменты…).Дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности (гроза, радуга, снегопад…).Могут называть части предмета (у кресла есть спинка, сиденье, подлокотники; у машины – кабина, кузов, салон…). В словах уже не встречаются пропуски и перестановки звуков и слогов. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова, например: экскаватор, бульдозерист…
В предложениях дети используют все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, союзы. В предложении несогласование слов бывает редко. («У меня много игрушков. Я люблю своих подругов). При рассказывании возрастает количество простых распространённых, а также сложных предложений. («Осенью на деревьях красивые желтые листики и красные листики».«Я хочу на улицу, чтобы там играть с девочками»). Дети к шести годам могут придумать самостоятельный рассказ, рассказать о некоторых событиях из личного опыта, вспоминая, например, как ходили на ёлку, в библиотеку, что видели на прогулке. Рассказ составляют последовательный и логичный. Дети могут составить рассказ по серии картинок. Правильно используют предлоги: ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Понимают и используют антонимы.
На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. То есть дети правильно и чисто произносят все звуки и различают их на слух.
Однако еще могут встречаться отдельные недостатки произношения: шипящие Ш, Ж не всегда произносятся четко; звук Р может заменяться на звук Л или звук Й; бывает звук Л заменяется на звук ЛЬ.
Речь детей звучит внятно, выразительно, приобретает эмоциональные оттенки (грустный, весёлый…), речь плавная без запинок и задержек,четкая.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.
К шести, семи годам словарь ребенка возрастает до 3500-4000 слов. Слова произносятся правильно, ясно и чисто. В своих высказываниях ребенок использует все части речи; широко применяет обощающие слова, хорошо называет части предмета. Правильно произносит сложные слова (листопад, снеговик, сковорода, мотоциклист и другие). Умеет образовывать новые формы слов: шарф из шерсти – шерстяной шарф, ложка из металла – металлическая ложка и т. д. ; хвост у лисы – лисий хвост, рога у лося – лосиные рога; Правильно образует множественное число: рот – рты; гнездо – гнёзда; белый – белые и т.д. Подбирает слова с противоположным значением, например: большой – маленький, день – ночь, глубоко – мелко; враг – друг и так далее.
Дети седьмого года жизни не нарушают структуру слов. Не пропускают слоги и звуки в словах.
Предложения распространённые, сложные, правильно построены. Обобщают предметы по признакам. Составляют рассказ по картинкам. Знают и называют цвет, форму предмета.
При рассказывании дети используют образные выражения, точно передают интонацию. Умеют изменять силу голоса, темп и ритм. Хорошо пересказывают сказки, небольшие рассказы, легко заучивают подходящие по возрасту стихи. Дети свободно, логично излагают свои мысли. Знают, но не всегда уверенно пользуются пространственными понятиями( слева, справа).
В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок в шесть лет правильно произносит все звуки родного языка. Умеет различать их на слух, способен к выделению звука из слова.
К семи годам у детей сформированы навыки звукового анализа и синтеза слов. Ребенок может определить место звука в словах, найти в слове нужный звук. Может из звуков составлять слова.
Ребенок готов к обучению чтению и письму.
Желаем успехов!
Логопед А.В. Лобанова