ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(ПРОВОДЯТСЯ ВО ВСЕХ ГРУППАХ)
«Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
«Стрельба». Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляет мышцы полости глотки).
«Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк цветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту. Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).
Несколько раз зевнуть и потянуться зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).
«Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
«Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать «й-а, й-а».
Что ты хочешь, мой милый Й-а?
Сена, лепешек или молока?»
– обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.)
«Плакса». Ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». Другой ребенок обращается к нему со словами:
Что ты плачешь – «ы» да «ы»?
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
После этого плакса перестает плакать и дети пляшут
(звук «ы» снимает усталость головного мозга).